Магия «Щелкунчика»

Спецпроект о знаменитом новогоднем балете Большого театра
«Щелкунчик» — совсем иное и совсем одинокое совершеннейшее художественное явление: симфония о детстве. Нет, вернее о том, когда детство — на переломе. Когда уже волнуют надежды еще неведомой юности, а еще не ушли детские навыки, детские страхи, когда куклы — будто и живые, а игра в войну — это видение себя мужественным, храбрым. Когда сны влекут мысли и чувства вперед. а неосознанное — в жизнь, только предчувствуемую.
Борис Асафьев, композитор, музыковед

Либретто

Краткое содержание балета «Щелкунчик»

дЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Советник медицины Штальбаум

Его жена

Мари, их дочь

Фриц, брат Мари

Советник суда Дроссельмейер, крестный отец Мари и Фрица

Щелкунчик-Принц

Щелкунчик-кукла

Мышиный король

Механические игрушки — подарки Дроссельмейера: Арлекин, Коломбина, Чертовка, Черт

Куклы, ожившие в фантастическом сне Мари: Испанские, Индийские, Китайские, Русские, Французские

Финальный вальс и Апофеоз

Действие I

На новогодний праздник в дом Штальбаумов собираются гости. Среди них и Дроссельмейер, крёстный отец Мари и Фрица — детей Штальбаумов. Он приготовил им чудесный подарок — забавного Щелкунчика.

Дети с нетерпением ждут, когда им, наконец, покажут ёлку и праздничные подарки. Желанный миг наступает: перед всеми предстает нарядная ёлка.

Неожиданно в костюме волшебника появляется не узнанный детьми Дроссельмейер. Способность незнакомого гостя оживлять игрушки приводит детей в восторг, но, как и все таинственное, невольно вызывает страх. Чтобы рассеять его, Дроссельмейер снимает маску, и дети узнают в нем своего любимого крёстного.

Мари хочется поиграть с чудесными ожившими куклами, но… их уже унесли. В утешение Дроссельмейер дарит Мари Щелкунчика. Нескладный, смешной человечек очень нравится ей.

Брат Мари Фриц, шалун и насмешник, нечаянно ломает игрушку. С нежностью Мари утешает своего покалеченного любимца и бережно укачивает его. Фриц с друзьями, надев маски мышей, дразнят огорчённую Мари. Из соседней комнаты возвращаются гости. Последний церемонный танец (гросфатер) — и все уходят.

Ночь. Комната, где стоит ёлка, освещена лунным светом. Она кажется таинственной, полной волшебных тайн. Превозмогая страх, Мари пришла сюда проведать «больного» Щелкунчика. Она обнимает и убаюкивает его.

И в это время появляется… Дроссельмейер. Это уже не просто добрый крёстный, это — чародей. По мановению его руки всё вокруг преображается: стены раздвигаются, ёлка начинает расти. Вместе с ней оживают и растут игрушки.

Вдруг из-под пола появляются мыши во главе со своим Мышиным королём. Куклы в ужасе и смятении. Только находчивость и храбрость Щелкунчика спасает всех: выстроив оловянных солдатиков, он смело ведёт их на битву с мышиным войском. Однако силы не равны. Щелкунчик остаётся один против Мышиного короля и всей его свиты. Мари в отчаянии: её любимцу грозит опасность. Но Дроссельмейер протягивает ей горящую свечу, она кидает ею в мышей, и те в испуге бросаются врассыпную.

Поле битвы пустеет. Лишь один Щелкунчик неподвижно лежит на полу. Мари вместе с куклами спешит на помощь.

И случается чудо… Перед Мари — прекрасный юноша Щелкунчик-принц. Он идет ей навстречу.

Исчезают стены дома. Мари и ее друзья оказываются под куполом звёздного неба, около сказочной ёлки.

В волшебном хороводе кружатся лёгкие снежинки. Мари и Щелкунчика-принца манит к себе, как прекрасная мечта, звезда, мерцающая на верхушке ёлки. Они садятся в волшебную ладью и устремляются к вершине. Куклы следуют за ними.

Действие II

Мари и Щелкунчик-принц в волшебной ладье плывут по ёлочному царству. С ними их друзья — куклы. Все ближе и ближе сияющая звезда, вот они уже почти достигли вершины сказочной ёлки…

Но крадущиеся сзади мыши с Мышиным королем внезапно нападают на них. Щелкунчик-принц снова смело принимает бой. Мари и куклы с испугом наблюдают за поединком. Щелкунчик-принц побеждает врага.

Все радостно празднуют победу. Танцуют куклы. Ярче горят свечи, оживает ёлка. Злые мыши побеждены! Мари и принц-Щелкунчик счастливы — они достигли царства мечты.

Но все это только сон… Минула новогодняя ночь, и вместе с нею ушли чудесные грёзы… Мари, ощутившая на себе дыхание сказочной мечты, сидит около своей ёлки, дома, на её коленях кукла Щелкунчик.

Музыка

Как появился знаменитый балет-феерия и какую в этом роль сыграл «секретный» инструмент Чайковского
Первая партитура Щелкунчика
В конце 1890 года, сразу после премьеры «Пиковой дамы» в Петербурге Дирекция императорских театров заказала Чайковскому к новому сезону оперу «Иоланта» и балет «Щелкунчик». К идее постановки балета причастны, прежде всего, два человека: Иван Александрович Всеволожский и выдающийся балетмейстер, глава балетной труппы Мариинского театра в Петербурге — Мариус Иванович Петипа. Сюжет разработал именно Петипа, он же составил сценарий и подробный балетмейстерский план, по которым и работал Чайковский.
Сочинение балета началось зимой 1891 года. Оно не прекращалось и во время концертной поездки Чайковского в США на открытие концертного зала в Нью-Йорке, затем гастрольного турне по Европе. Именно на пути из США в Европу, в тетрадях с эскизами к «Щелкунчику» и «Иоланте» появляются первые записи для будущей симфонии, которые в конечном итоге привели композитора к созданию его великой трагической Шестой симфонии.
«Менять не нужно ни одной ноты!»
П.И. Чайковский. Из письма к издателю
Чайковского очень волновало расширение тембровой палитры оркестра в партитуре «Щелкунчика». Он ввел ряд нетрадиционных инструментов и хор, придающих звучанию неповторимый колорит. 19 февраля 1891 года, в самом начале работы над эскизами балета, композитор запросил у своего издателя Юргенсона детские инструменты, использовавшиеся в недавно вышедшей симфонии Йозефа Гайдна. Через несколько месяцев композитор вновь обратился к Юргенсону и попросил того приобрести за границей неизвестный для России инструмент — челесту.
…я желал бы, чтобы его [челесту] никому не показывали, ибо боюсь, что Римский-Корсаков и Глазунов пронюхают и раньше меня воспользуются его необыкновенными эффектами. Я предвижу колоссальный эффект от этого нового инструмента.
Петр Ильич Чайковский, из письма Юргенсону
Челеста ведёт своё происхождение от «камертонного клавира», изобретённого в 1788 году английским мастером Ч. Клаггетом из Лондона. В этом инструменте молоточки ударяли по камертонам разных размеров. В 1860-х годах французский мастер Виктор Мюстель создал похожий инструмент под названием «дульситон», а его сын Огюст позднее заменил камертоны на металлические пластины с резонаторами. В 1886 году он получил патент на новый инструмент под названием «челеcта», от итальянского прилагательного celeste — «небесный». Первая публичная демонстрация оркестровой челесты Мюстеля прошла на Всемирной выставке в Париже в 1889 году.

Чайковский первым из русских композиторов ввел челесту в свой оркестр: сначала в партитуру баллады «Воевода», а через год — в «Щелкунчик». Это популяризировало новый инструмент и обеспечило ему долгую жизнь.

Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»
Петр Ильич Чайковский
Hedwig’s Theme из кинофраншизы «Гарри Поттер»
 Джон Уильямс
В процессе работы над «Щелкунчиком» Чайковский много раз выражал неудовольствие ходом сочинения, сюжетом. Однако премьера балета и оперы (данных в один вечер) в Мариинском театре 6 декабря 1892 г. превзошла все ожидания. На следующий день Чайковский писал брату Модесту Ильичу: «Опера и балет имели вчера большой успех… Постановка и того, и другого великолепна, а в балете даже слишком великолепна, — глаза устают от этой роскоши».

Отзывы прессы были противоречивы, хотя отмечалось техническое мастерство автора, которое «высказалось в этой партитуре блестящим образом на каждом шагу».
…перечислять те страницы, где г. Чайковский проявил себя прекрасным симфонистом и великим знатоком оркестра, было бы слишком долго: этих страниц много.
— М.М. Иванов, рецензент "Нового времени". 14 декабря 1893 года
В процессе работы над «Щелкунчиком» Чайковский много раз выражал неудовольствие ходом сочинения, сюжетом. Однако премьера балета и оперы (данных в один вечер) в Мариинском театре 6 декабря 1892 г. превзошла все ожидания. На следующий день Чайковский писал брату Модесту Ильичу: «Опера и балет имели вчера большой успех… Постановка и того, и другого великолепна, а в балете даже слишком великолепна, — глаза устают от этой роскоши».

Отзывы прессы были противоречивы, хотя отмечалось техническое мастерство автора, которое «высказалось в этой партитуре блестящим образом на каждом шагу».

До конца 1892 года Юргенсон издал партитуру и клавир. «Щелкунчик» стал единственным балетом Чайковского, полное издание которого автор увидел при жизни.

«Щелкунчик» Чайковского в исполнении оркестра Большого театра

Послушайте прямо сейчас

«Щелкунчик» в Большом

Почему постановка Григоровича считается культовой
ВМоскву «Щелкунчик» попал только спустя 27 лет после премьеры в Мариинском театре: в 1919-м его воплотил Александр Горский. В 1934-м Василий Вайнонен в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета сочинил новую версию, перенесенную в 1939-м в Большой театр. Там балет, неоднократно возобновляемый, передавался Московскому хореографическому училищу (195), возвращался «взрослым» артистам и шёл на сцене Большого театра до 1965 года. Почти все рецензии на спектакль Вайнонена заканчивались фразой — «Щелкунчик» всё ещё ждёт своего достойного воплощения.
«Совсем не думал, для детей или для взрослых сочиняю спектакль. Если хорошо, то всем хорошо!»
Юрий Григорович
«Совсем не думал, для детей или для взрослых сочиняю спектакль. Если хорошо, то всем хорошо!»
Юрий Григорович
В 1966-м году новая постановка «Щелкунчика» была доверена Юрию Григоровичу, главному балетмейстеру Большого театра. На тот момент, будущая икона русского балета уже успел зарекомендовать себе обновленной редакцией «Спящей красавицы» Чайковского, а также двумя оригинальными работами: «Каменный цветок» и «Легенда о любви». Однако, именно новогодний балет на музыку Чайковского стал для хореографа первой по-настоящему знаковой работой в главном театре страны.

Гораздо позже на вопросы о том, «Что-де он хотел сказать своей новой трактовкой сценария и музыки», «взрослым и детям адресован спектакль, и каковы новые выразительные средства в его балете», Юрий Григорович ответил: «Просто слушал музыку, делал то, что она велит, и решил восстановить партитуру Чайковского полностью, без купюр. Очень старался всё подчинить логике сценарной, музыкальной и хореографической драматургии. Совсем не думал, для детей или для взрослых сочиняю спектакль. Если хорошо, то всем хорошо! И не ставил специальной задачи поисков новых выразительных средств. Взял за основу классический танец, потому что этого требует содержание и музыка, и сочинял, как Бог на душу положит, не задумываясь о новых средствах выражения. Вот и всё».

Но Григорович не только открыл все купюры в партитуре Чайковского. Он сочинил хореографию на все музыкальные фрагменты, звучащие раньше между переменой картин. Каждая нота, каждый такт оказались танцевально использованными. Тема детства, выраженная у Григоровича через героиню Машу, включает в себя наивную веру в чудеса, первые страхи, печаль, лирику, борения духа, мужество, верность, наконец — Любовь! Детство в его трактовке перерастает в юность.
Партия Маши в спектакле создавалась для Екатерины Максимовой — танцовщицы миниатюрной, хрупкой чьи юные героини обладали наивной детскостью. Это позволило Григоровичу разнообразить и усложнить танцевальную и актерскую линию роли, построив характер Маши на смене различных состояний — восторга, радости, удивления, испуга, обиды, сочувствия, нежности.

Совершенно новое танцевальное развитие получил и образ Щелкунчика-куклы. Маленький, в щегольском алом мундирчике, уродливой маске с растянутым в трогательную улыбку большим ртом, он лихо отдаёт честь, кланяется, щёлкает орехи, танцует. Все его движения пружинисто-механичны. Когда же Щелкунчик ломается, руки и голова куклы сразу повисают, как на ослабленных пружинках. Пластическая интонация построена на гротеске, чтобы затем, после волшебного превращения уродца в принца, подчеркнуть красоту «поющих» линий классического танца и свободное торжество прыжков-полётов.
Первый исполнитель партии Щелкунчика-Принца в постановке Григоровича — Владимир Васильев придал образу черты возвышенного благородства, мужества, доброты, одухотворив роль мудрой человечностью и светлым лиризмом. Виртуозность его танца в этом балете обретает «формы высшей гармонии и красоты».
— В. Чистякова, театральный критик
Также оригинальным решением хореографа стал финал балета. Григорович впервые трактует финальное адажио Маши и Щелкунчика-Принца как обручение героев. Адажио начинается коленопреклоненной позой-молитвой перед «алтарём», образованным мужским кордебалетом с зажжёнными канделябрами — трогательный в своей целомудренности обет верности и любви. Позже оба героя под патетически-тревожное звучание оркестра словно возносятся над землёй. Он — в алом, она — в белом протягивают друг другу руки, но так и не соединяются в высокой поддержке. Это дуэт их стремления друг к другу, но не слияния в танце.
«Последний дуэт — это любовный дуэт — взаимное открытие в любви. На первой кульминации как бы на волне он и она встречаются в поддержку наверху на руках у мужчин».

Из заметок
Ю. Григоровича
«Последний дуэт — это любовный дуэт — взаимное открытие в любви. На первой кульминации как бы на волне он и она встречаются в поддержку наверху на руках у мужчин».

Из заметок
Ю. Григоровича
В конце спектакля Григорович возвращает героиню в прежний реальный мир — гостиную с ёлкой и игрушечным Шелкунчиком. Маша не просто просыпается после чудесного сна. Она словно возвращается из волшебной страны, как у Гофмана, становясь «Маленькой мечтательницей».

Финал — мудрый и поэтичный — возводит сюжетной повествование сказочного балета к философским размышлениям о жизни, её первым радостям и первым же горестным прозрениям. Перед закрытием занавеса, прижимая к себе игрушку Щелкунчика, Маша счастливо улыбается, тем самым окрашивая, в общем-то грустный финал жизнерадостным ощущением бытия.
Благодаря гению Юрия Григоровича незамысловатый детский утренник стал классикой ХХ века. Спектакль объехал всю планету и до сих пор остается одним из самых востребованных в мире балетов, бережно сохраняемым в репертуаре Большого театра.

Я хочу увидеть «Щелкунчика» своими глазами

Самое время...
Made on
Tilda